Адрес: г. Курган, ул. Советская, 39
Телефон: 8 (3522) 46-65-36
Адрес: г. Курган, ул. Советская, 39
Телефон: 8 (3522) 46-65-36
Вечереет. И над озером летают утки.
Разжирели. Утка осенью в большой цене.
А. Розенбаум
Дивно собралось водоплавающей птицы в этом году на Большом Камагане: гуси, утки, лысухи, кулики... Мелеющие на глазах озера и озерки, придорожные лужи и овражки вынудили всю пернатую братию переселиться на большую воду. К слову, и сама-то большая вода, быстро мелея, принялась порастать камышом и непроходимой лабзой.
Пролетные водоплавающие тоже не обидели вниманием это озеро. Тысячные стаи свиязи, шилохвости, красноголовой чернети, а позже гоголя и белобочки с видимым желанием присаживались на озеро подкормиться и отдохнуть перед дальней дорогой в южные края.
Впервые в жизни мне довелось наблюдать такое изобилие пернатых... Даже в детстве, когда отец брал меня с собой на «закрытые» озера обкома КПСС я не видел ни в одном месте таких бесчисленных утиных стай. Год для диких уток, в целом, был не очень удачным и мои рассказы о проведенных охотничьих зорях воспринимались моими знакомыми и незнакомыми охотниками как байки. И лишь после того, как многие из них приехали и попробовали сами, удивлению многим их них не было предела. Особенно добычливыми были дни третей декады сентября практически до конца октября.
Немало прекрасных и запомнившихся на всю жизнь охот провели мы с моим верным другом, егерем Геннадием Валентиновичем! Козлово, Поганая Озерина, Вагончик, Мыс Четверкина, Крохалиный залив — каждое место прекрасного Большого Камагана имеет для нас особое значение и понимание того, как, когда и на что охотиться.
Выезжаем затемно, в 4-5 утра, грузим лодки, чучела, оружие, патроны. Геннадий Валентинович берет пару термосов своего фирменного чая и — обязательно — одну-две маковые булки, покрытые сахарной пудрой. Это своеобразная традиция, ритуал, без булок и чая не будет охотничьего фарта.
Во время охоты наступает момент, когда утки почему-то вдруг перестают летать и тогда мы вытаскиваем из заветного егерского рюкзака термос чая и маковые булки. Стоит откусить первый кусок и сделать первый глоток крепкого чая , больше напоминающего кисель по консистенции, как вдруг по волшебству начинается такой утиный лет... Кружки с чаем и булки тотчас летят на досчатый настил скрадка и начинается продолжение охоты. Много раз замечали — забудем взять с собой булки — не будет на охоте фарта...
Приплывая к заветному скрадку перво-наперво расставляем утиные чучела 20-30 штук, высаживаем пару подсадных уток. Быстрая маскировка в камышином скраде и ожидание первых лучей солнца. Еще в темноте слышим свист утиных крыльев, радуясь тому, что птица есть а значит будет и охота.
И вот поднимающееся из-за горизонта солнце озаряет своим светом водную гладь озера, надлетают первые утки, звучат первые выстрелы, охота началась. Захлебываясь от адреналина, мы каждый раз как в первый, пытаемся совладать с собственными эмоциями, успокоить бешеный пульс. Лишь через какое-то время это удается и охота становится более осознанной, взвешенной что=ли, и тогда — редкая птица долетит до середины Большого Камагана мимо нашего скрадка.
Не было предела нашему восторгу и поздней осенью, во второй половине октября, когда на озеро подошли пролетные тысячные стаи гоголя, белобокой чернети и других северных птиц. Результатом нескольких успешных охот стали прекрасные трофеи.
Особенностью и основной трудностью на морских пролетных птиц является то, что все они прекрасные ныряльщики. Зачастую сбитый «намертво» гоголь падая тотчас уходит под воду и больше не появляется в поле зрения охотника. Здесь как никогда нужен точный глаз и твердая рука. Гонялись мы с Геннадием Валентиновичем за подранком... 23 октября это было. Сделав неосторожное телодвижение я вылетел из лодки в ледяную камаганскую воду. Бывает, - посочувствовал мне тогда Геннадий Валентинович и всю обратную дорогу рассказывал мне о своих позднеосенних плаваниях, нагнав такой жути, что мне уже стало казаться, что я искупался в июльском Средиземном море.
Недавно знакомые охотники рассказали жуткую историю про «охоту» на гусей. Охотятся они каждый год на эту птицу где-то в районе Нарьян-Мара. Гуся там очень богато и охота практически всегда — удачная. Заехали они в этом году на охотничью базу после группы московских гусятников. Выдвинувшись в гусиные угодья, мои знакомые с ужасом увидели тысячи полуразложившихся гусиных тушек у которых были вырезаны грудки и печенка. «Мясозаготовители» даже не потрудились спрятать следы своего варварства и моим друзьям два дня, оставив охоту, пришлось закапывать в землю гусиные останки.
Гусь — птица очень умная и хитрая. По осторожности сравним, наверное, с кабаном и волком. Малейшая тревога или опасность и его след простыл. Не раз был свидетелем того, как зачастую при заезде охотников на открытие осенней охоты, стаи гусей, почуяв опасность снимались ночью с озера и исчезали в неизвестном направлении.
Гусиная стая никогда не садится на поле необмолоченной пшеницы из-за малой зоны видимости вокруг. Осторожно присядут на пашню или на выкошенное полько и, осторожно озираясь по сторонам, двинутся к пшенице. Начав объедать ее с краю, будут двигаться дальше в глубь посевов. Как правило, когда основная стая кормится, один стоит на страже, озираясь вокруг и зорко наблюдая за окрестностями. При возникновении малейшей тревоги следует особый гогот и вся стая немедленно взмывает в небо.
Приходят на кормежку гуси по-особому. На утренней и вечерней зоре, сначала появляются один-два «разведчика». Облетев несколько раз предполагаемое место кормежки и убедившись, что все спокойно гуси садятся и голосом дают сигнал основной стае для подлета. Заходит табун, как правило, на большой высоте и, начиная кружить, постепенно снижает высоту до определенного момента, когда, как говорят охотники, они начинают «ломать» крыло, быстро снижаются на поле.
Без знания этих маленьких гусиных привычек и хитростей нечего и думать об успешной охоте на эту умную птицу.
Большое поголовье гуся может понести значительный урон посевам зерновых и часто фермеры-растениеводы недолюбливают этих птиц и обращаются к егерям, владельцам охотугодий оградить их от гусиного нашествия.
Так случилось и в этом году, когда на посевы крестьян в окрестностях Большого Камагана привадилость около полутора тысяч гусей.
Нам собраться на охоту — только подпоясаться, тем более на гусей, тем более в битве за нелегкий урожай 2009. Через короткое время мы с Геннадием Валентиновичем уже сидели в наскоро сооруженных скрадках поджидая заветную дичь. Скрады мы соорудили из сложенных на поле цилиндрических тюков сена. Сейчас мне кажется, что это была наша ошибка. Несомненно что гуси летавшие сюда раньше четко запомнили конфигурацию лежащих на поле тюков сена и, наверное, заметили их перестановку. Хоть мы четко «пропустили» разведчиков, терпеливо дождались подхода основного табуна, было видно, что что-то им не нравится, неохотно они присаживаются на поле. Гусиные профиля, выставленные нами заранее, тоже не оказывают большого притягательного воздействия.
Стрелять гусей довольно непросто. Птица кажется крупной, а полет ее медленным. Хотя на самом деле полет гуся стремительнее полета быстрокрылого чирка или бекаса. Как следствие — досадные промахи из-за малого упреждения.
Впрочем несколько наших выстрелов оказались удачными... После десятка дуплетов по налетающим эшелонам гусей мы поняли, что охота в этом году на гуся закончена и можно собираться домой. Гусей на этом поле в эту осень больше никто не видел.
Отлетали последние стаи птиц, Большой Камаган покрылся льдом и лишь два лебедя, муж и жена, остались на соседнем поле. Подъехав к ним ближе мы поняли, что у лебедя перебито левое крыло, а его несчастная лебедка не желая расставаться с мужем осталась с ним на поле. Глядя тогда на них, на то как самка, отстав от всех пролетных стай, решила остаться со своим немощным супругом, понимая, наверняка, что и ее рядом с ним ждет неминуемая смерть, я думал о людской бесчеловечности и о том, что согласно старинному охотничьему поверью ждет этого горе-стрелка, поднявшего оружие на лебедя, такая же горькая участь...
Над Камаганом всегда ярко светит созвездие Ориона — самое красивое из всех созвездий. В древнегреческой мифологии Орион был самым великим, знаменитым и умелым охотником и не было такого зверя, которого он не мог бы одолеть. Он и сейчас покровительствует всем настоящим ОХОТНИКАМ, принося им удачу и охотничье везение.
© 2023 — «Камаганское охотничье хозяйство» Все права защищены.
Верстка и программирование — «FORMAT»