Роковая встреча / Волчий взгляд /

Посвящаю моей маме Сазоновой Зое Георгиевне -
моему первому и главному учителю литературы

Охота на волков — дело очень трудное, неблагодарное и весьма затратное. Прежде чем что-то из этого получится нужно изъездить не одну сотню километров (как правило, уже по глубокому снегу), выслеживать зверей, затем «офлажить» их и только после этого попытаться выставить загнанных хищников на стрелков. И даже тогда нет гарантии, что выйдут они туда, куда их гонят, не улизнут через флажковые преграды, благополучно не минуют своей участи, пролетев на всех парах мимо не очень опытных и не очень метких стрелков.

Волк — животное уникальное, совершенная машина для убийства. Неутомимый бегун, проходящий за сутки многие десятки километров, изумительный охотник — волчья стая организует и проводит охоту на своих жертв гораздо искуснее и грамотнее подавляющего количества опытных егерей. Волк обладает прекрасным слухом, обонянием и зрением. А еще волк обладает превосходным звериным чутьем, своеобразным внутренним интеллектом, помогающим ему легко уходить от своих недоброжелателей.

Волк внешне сильно смахивает на крупную овчарку с большой лобастой головой, подтянутым животом и очень сильными ногами. Глядя друг на друга волки обмениваются информацией, хвост и производимые ими звуки тоже играют роль в общении. Положение хвоста волка говорит о его тревожности, агрессивности или миролюбии. Рычание, завывание или даже лаянье волка также говорят об определенной ситуации.

Волк — прекрасный нюхач. За сотни метров он чувствует разные запахи, в том числе и запахи следов, оставленные много часов назад.

О силе и выносливости этого зверя ходят легенды. Рассказывают что однажды в тайге в медвежий капкан угодила волчица. Сумев разорвать капканную цепь, она ушла, утащив с собой на лапе железяку весом в шесть килограммов. Охотник, преследовавший волчицу по следу, шел за ней два дня и прошел около 40 километров, но волчицу так и не догнал. Самое удивительное, что с такой «ношей» волчица изловчилась и поймала косулю, которую тотчас и съела.

Люди ведут борьбу с серыми хищниками с античных времен. Истории известна ожесточенная война с волками в Древней Греции и Римской империи за многие сотни лет до нашей эры. В ряде стран западной Европы волки уничтожены полностью — в Великобритании, Ирландии, Италии, Бельгии, Франции. В нашей же стране волков было всегда традиционно много. Еще некоторое время назад существовала теория о том, что волк — это естественный санитар леса, убивающий лишь слабых животных, способствуя укреплению популяции.

На фоне этой концепции истребление волков происходило бессистемно и довольно вяло. За последние годы ситуация с волками, в целом, взята под контроль, хотя случается всякое. Стая волков способна на многое — и домашний скот могут порезать и в популяции охотничьих видов суровую зачистку сделать.

На лесных просторах хищник охотится за многими животными — от полевой мыши до лося, но есть у него и излюбленные виды добычи: в тундре — северный олень, в тайге — лось, в лесостепных зонах — косуля, в горах — бараны и козлы. Не брезгует волк и барсуком, лисой, зайцем и енотовидной собакой.

В волчьей стае сложная и строгая иерархия. Во главе стаи стоит вожак, самый сильный и опытный зверь, чья власть и авторитет — непререкаемы. Остальные члены стаи беззаветно преданы вожаку, а всю стаю отличает четкая слаженность действий, поддержка и взаимовыручка.

Лишь благодаря такой четкости, волки выживают в любых, даже самых тяжелейших условиях, обеспечивая себя необходимым количеством пищи. По отношению к своим больным и старым сородичам волки беспощадны — они убивают и съедают их. Поэтому старики живут в стороне от основной волчьей стаи, боясь стать добычей своих молодых и сильных собратьев.

С человеческой точки зрения это практически необъяснимо — до того трогательно и нежно взрослые звери ухаживают за молодняком, пестуют и заботятся о них и в то же время с легкостью способны убить и сожрать своих стариков.

Все современные технические средства — оптические приборы, тепловизоры, снего-болотоходы, навигаторы и даже вертолеты опытному волку не страшны, благодаря его звериному чутью, умению почувствовать опасность, интуиции и способности находить нестандартный выход из самой трудной ситуации. Специалисты-волчатники рассказывают, что в тех местах, где волков отстреливают, используя малую авиацию, они научились вставать у толстого дерева на задние лапы и опираясь о ствол передними, осторожно огибать его по окружности, скрывая свой силуэт от кружащего вверху вертолета.

Много еще всякого разного сказывают о волках... Одна из старых легенд гласит, что волк единожды, посмотрев человеку прямо в глаз навсегда переселяет в него свою душу...

Моя первая и самая незабываемая встреча с волком произошла зимой 1997 года.

Лесными дорогами по непролазному февральскому снегу 2 часа мы пробирались к месту охоты. Вроде бы и недалеко от населенного пункта, но февраль, конец зимы, нетронутая снежная целина все это усложняло наш путь.

Объект нашей охоты — волк, а вернее, волчица — зверь, видавший много на своем веку. Жители окрестных деревень рассказывали много о ее «шалостях» - зарезанные овцы, пропавшие теленок с жеребенком. И так повторялось из года в год каждую зиму. Волчица была умна. Она уходила от своих преследователей самыми невероятными способами. Во время одной их последних погонь она чтобы запутать след, запрыгнула на ствол одного их хлыстов — стволов деревьев, которые волоком тащил из деляны трелевочный трактор. Был след — и нету!

Вот с таким умным и хитрым хищником нам предстояло посостязаться.

Способов охоты на волков достаточно много — это и облавная охота, и подкарауливание у привады, и погоня на снегоходе, и капканный лов. Однако, самый распространенный способ в наших краях оклад с использованием флажков. Суть этого вида охоты на первый взгляд достаточно проста. Но это лишь на первый! Охотничье урочище с обнаруженными в нем волками обтягивается по всему периметру красными флажками. В окладе оставляют один или несколько свободных от флажков проходов, где стрелки и поджидают выгнанных из оклада загонщиками волков. Простота эта, однако, кажущаяся.

Опытный волк запросто может уйти и через линию флажков, найти окошко в окладе, ускользнуть, наконец, мимо поджидающего стрелка.

Наша волчица была выслежена с невероятным трудом за день до охоты. Глухое заболоченное урочище в самой середине густого соснового бора. В этой глухомани зверя и обложили — затянув весь периметр веревкой с красными флажками.
На один из возможных путей выхода зверя из оклада поставили на «номер» меня, волчатника, скажем, не очень опытного. Двое загонщиков отправились в загон, выгонять зверя из его логова, а для остальных — стрелков потянулось время ожидания.
Я замаскировался за большим сугробом недалеко от соснового подлеска и стал ждать. Прошло часа полтора...

И вот он — момент истины! Тихонько поднимаю голову из-за сугроба и прямо натыкаюсь на взгляд крупной волчицы. Глаза в глаза, она смотрит в мои а я в ее. Обычно в подобных случаях пишут — вся жизнь промелькнула в сознании за какую-то секунду. Автобиография не промелькнула, но мыслей просвистело в голове предостаточно. В основном, связанные с тем, как и куда лучше стрелять — волчица то в десяти шагах, ее взгляд уперт прямо в меня. Наивно полагая, что картечный заряд разорвет ее пополам, целюсь в область лопатки и нажимаю спусковой крючок. Щёлк! Самое ужасное из всего, что могло произойти в эту самую минуту — произошло. Осечка... Такое, конечно, случается на охоте. Бывает патрон неправильный, боёк примерз, смазка в механизме подзастыла и другие неприятности. Ну ладно, когда утка неподстреленная или заяц ускакал... А тут волк, который вышел на тебя первый, и может, в последний раз в жизни. Спросите людей — часто им доводилось видеть в естественной природе волка на дистанции десять шагов? Думаю, немногие могут похвастаться таким «счастьем». А тут такое... Первый раз в жизни. Волчица разворачивается на 180° и делает невероятный прыжок с места, шесть метров, как я потом посчитал.
Выстрел из второго ствола старого ИЖ-27 (Слава Богу!) настигает зверя в прыжке, в воздухе, как говорится — влет.

Радости и ликования, обычных в таких случаях, нет, скорее осознание победы вечной борьбы добра со злом, наступления какого-то нового жизненного этапа, взросления что-ли.
Всю обратную дорогу в стареньком УАЗике в моей памяти стоял взгляд волчицы. Взгляд без капли страха, взгляд, полный уверенности и достоинства, где-то в глубине своем хранящий вековую мудрость и в то же время вековую ненависть к своему злейшему врагу — человеку.

Прошло довольно много времени с того памятного зимнего дня, а волчьи глаза до сих пор глядят на меня из темноты соснового леса.

Сазонов И.
Камаганское охотхозяйство,
Белозерский район,
Курганская область